Утро в Лондоне всегда одинаковое. Оно начинается с дождя. Да, он идет и ночью, но утром кажется, что он нарочно начинает моросить, когда бы вы ни проснулись.
Уютное кафе в центре. На
улице еще прохладно, небо темное, в воздухе пахнет сыростью и грозой. Поэтому
сижу внутри, хотя в хорошую погоду всегда сажусь под зонтиками на улице - так
ближе к жизни. У меня свободное время и я могу себе позволить такую роскошь как
пару-тройку часов ничего не делать, а просто сидеть, пить горячий капучино,
курить легкие сигареты и наблюдать за людьми и быстротечной жизнью города.
Наблюдать за этой суетой, при этом самому быть полностью расслабленным. Уж
поверьте писателю и психологу, что нет ничего интереснее. Кафе в Лондоне много,
я знаю почти все. Это – одно из моих любимых. Из огромного окна просматривается
Трафальгарская площадь – хороший предмет для наблюдения, да и народу здесь
всегда много, но это не смущает меня, они все за «четвертой стеной» от меня,
они не мешают мне – я их не вижу, а вижу только их жизнь. Это большая разница.
Да и столик у меня чуть в глубине, немного отделен от всех и на нем каждое утро
лежит свежий номер газеты новостей, которую специально для меня кладет знакомая
официантка. Сигаретный дым медленно растворяется в воздухе. Играет приятная, немного
старомодная музыка. Состояние полного блаженства. Никто меня не замечает, не
смотрит на меня – у всех своя жизнь, полная суетливой бессмыслицы и погони за
самим собой. И ни кому нет дела до скромно сидящего человека, одетого в обычный
строгий костюм и неброский галстук. Ну
и пусть. Зато я их вижу, пытаюсь разгадать их состояние, да просто, обычные
повседневные заботы, охватывающие весь этот суетливый мир. Нужно уметь
«отключаться», как это делаю я, отбрасывая от себя все проблемы и оставаясь
только с дымом сигареты, чашкой кофе и всем миром вокруг меня.
Жизнь вокруг то летит,
как скоростной экспресс, то
замедляется, укутываясь в дымку легкого лондонского тумана – состоянию, более
близкому мне и моему городу. Да, я люблю этот город таким, каким его изобразил
К. Моне в знаменитой серии своих полотен. Темза, здание Парламента, Тауэрский
мост – все за пеленой тумана. В этих картинах передается мгновенное состояние,
впечатление, и, может быть, в следующую секунду вид уже изменился и состояние
художника вместе с ним, а эти полотна остаются плодом мгновения. Миг, застывший
навеки. Но запомнить можно на всю жизнь – ведь она и состоит из таких вот
«отрезков». Это как кадры на черно-белой пленке, половина из которых
засвечиваются и их уже не вернуть…
…Очнулся я от шума за окном. Недопитый кофе остыл, сигареты давно потухли в пепельнице, дождь закончился и на улице заиграли лучи солнца, пробивающиеся сквозь дымку тумана. Накинув плащ, я вышел из кафе и побрел в сторону дома. Мягкий туман окутывал меня. Я шел и ни о чем не думал…
Mike. Эффект тумана. 10 марта 2002 г.